Рисунки Ольги Громовой (vsyako) wrote,
Рисунки Ольги Громовой
vsyako

Category:

Испытания в сурдокамере

Сейчас иллюстрирую книгу об освоении космоса.
Любопытную информацию нашла об испытаниях космонавтов в сурдокамере (камере тишины).
Космонавтов держали там по 1-2 недели, иногда не разрешая при этом спать в течении 64 часов. При этом у многих начинались видения, галлюцинации, им слышалась музыка, чей-то голос, иногда ощущение присутствия кого-то еще в камере. Так как, это было испытание на устойчивость психики, многие испытуемые после скрывали свои истинные впечатления.




"Как-то в сурдокамере побывал один мой знакомый журналист. Он работал над очерком о подготовке космонавтов и решил сам испытать на себе то, о чем собирался писать. Журналист оказался человеком с хорошими нервами. Без всяких происшествий он провел в сурдокамере несколько суток. Но в конце концов с ним произошло необычное: он услышал музыку. Она звучала совершенно отчетливо, как будто журналист находился не в сурдокамере, а в концертном зале. Симфонический оркестр исполнял произведения Чайковского, Рахманинова, Вагнера...
Вот что рассказывают американские ученые об одном опыте, проведением в лаборатории военно-воздушных сил США по космическим полетам. Четверо наугад отобранных летчиков были одновременно помещены в четыре совершенно одинаковые сурдокамеры. Они должны были пробыть в этих «обителях тишины» около полутора суток. Но когда прошло немногим более двадцати часов, из сурдокамер начали поступать по радио удивительные сообщения.
Один из испытуемых утверждал, что его камера быстро вращается, хотя на самом деле она была совершенно неподвижна.
Другой жаловался на боль в глазах оттого, что изображение на экране телевизора, находившегося внутри его камеры, расплывалось. В действительности же телевизор работал вполне исправно, без всяких помех. Лаборант, который наблюдал за работой аппаратуры через специальную смотровую щель, это ясно видел.
Однако все попытки убедить испытуемого, что он ошибается, ни к чему не привели — летчик настоятельно требовал выпустить его на свободу. Когда это было сделано, «пострадавший» немедленно отправился к глазному врачу. Однако врач, осмотрев его, подтвердил, что зрение в полном порядке. Тогда пилот дополнительно сообщил, что во время пребывания в камере он ясно видел, как над ним смыкаются стены.
В третьей камере неприятности также исходили от телевизора. Испытуемый утверждал, что от экрана пышет жаром, и требовал немедленно прекратить «пытку». В конце концов пришлось выключить телевизионную установку, и тотчас же нилот сообщил, что чувствует себя лучше. Телевизор включили через три часа, и ощущение нестерпимой жары возникло снова. Испытуемый даже «увидел» на экране прогоревшее место.
Наконец, четвертый пилот, благополучно пробыв в своей камере около тридцати часов, вдруг совершенно отчетливо увидел, как приборная доска начала плавиться и по каплям стекать на пол. Испытуемого охватил панический ужас...
Странные, удивительные вещи «видели» американские летчики в своих сурдокамерах. Но в действительности ничего подобного не происходило, вся аппаратура работала совершенно нормально."

В. Комаров.

"О своем пребывании в сурдокамере спустя годы вспоминают в мельчайших подробностях многие космонавты. И это понятно: эмоций там хватало через край. Случались и галлюцинации. Например, одному казалось, что стены смыкаются и размыкаются перед его глазами, другой отчетливо увидел... стаю белок, марширующих по снежному полю с мешками через плечо, третий слышал музыку Баха и Бетховена...

- А вот Юрий Гагарин в "заточении" любил поюморить, - вспоминает кандидат биологических наук Ирина Пономарева, работавшая когда-то лаборанткой в отделе отбора и подготовки Института авиационной и космической медицины. - Представляете? Вечер. И вдруг вместо кодового штатного сообщения Юра неожиданно четко докладывает: "Пройдено сорок миллионов километров! Приближаемся к планете Венера! Подготовить посадочную площадку! Лаборант, вы готовы?" В каком-то замешательстве я что-то ответила и тут же, спохватившись, отключила обратную связь, ругая себя за нарушение режима и условий эксперимента."

Н. Ячменникова

"В наших исследованиях экспериментальная тишина как бы сама по себе склоняла испытуемых к творчеству.
Они начинали «видеть» в салфетках, комках ваты при­чудливых зверюшек. Используя куски проволоки из вы­шедших из строя электрофизиологических датчиков, они делали различные игрушки. Заметив это, мы стали до на­чала эксперимента «подбрасывать» в сурдокамеру чур­бачки, замысловатые корни деревьев. Вот отрывок из дневника одного из испытуемых: «В первые дни этот ко­рень не привлекал моего внимания. Когда я его стал рас­сматривать на третий день эксперимента, он мне пока­зался весьма забавным. В воображении возникли какие-то животные, которые карабкаются на дерево. Но что это за звери - ясного представления не было. Спустя какое-то время я отчетливо увидел двух обезьян, которых пре­следуют хищный дракон и большая кошка. Может быть, пантера или рысь. Вся композиция родилась в воображе­нии как бы сама собой. Я настолько отчетливо видел этих животных, что «высвободить» их с помощью ножа уже не представило больших затруднений».
Tags: иллюстрации, психология
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 90 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →